Терновник

on

О, это, пожалуй, моя самая любимая тема среди всех волшебных растений в общем и деревьев в частности. Поэтому я начну именно с него.
104299776_large_ternovnik
Терновник…
Под этим названием — терновник — объединено множество растений с колючками. И «множество» — это не образ. Ключевое здесь «терний» — колючка, шип. Вполне естественно, что для каждого региона был свойственен свой «терновник».
Такие разные, но объединённые общей магией и общими поверьями, терновники распространены во всём мире, в Старом и Новом Свете, на всём протяжении человеческой истории. И именно поэтому, кстати, у нас не складывается общая картинка из говорящего куста (который не совсем понятно что, возможно даже верблюжья колючка), того куста, в который не надо бросать (который в 70% случаев был ежевикой), того, в котором поют (который тёрн т.е. почти слива) и того куста, в котором живут эльфы (который боярышник)- потому, что это разные кусты. Объединённые наличием колючек. Мы можем рассматривать все эти растения только с той же точки зрения, что и историю религий.
Поэтому записей про «терновник» будет несколько.
И первая — вот эта — «Мифологическая систематика терновника».
Здесь я буду рассматривать не ботаническую, а именно мифологическо-литературную систематику.
И так, терновники.
Начну, пожалуй, с Библейских терниев так как они наиболее разнообразны, спорны и скелетообразующи для европейского массознания.
Мы видим говорящий терновый куст в Ветхом Завете. Что мы можем сказать о нём? На самом деле только одно — это колючий кустарник. Причём, если судить об регионе проживания древних семитских племён то обязательно надо отметить, что это должен быть ОЧЕНЬ колючий кустарник. Потому, что для пустынного (или около того) жителя наличие на местном родном растении сантиметровой колючки это скорее норма, чем предмет для акцентуализации. А уж в пустынях и полупустынях «колючек» достаточно!
Поэтому мы подходим к ботаническом эквиваленту библейского зайца.
Тут я немного отвлекусь на зайца. Потому, что обожаю эту историю!
Согласно книге Левит 11:6, заяц жует жвачку, но копыта у него не раздвоены. Очень неожиданно, правда? Если не рассматривать контекст.Во-первых, там упоминается и тушканчик, который «жует жвачку и копыта у него не раздвоены». WTF?! спросите вы и будете правы. Если не рассматривать контекст. А контекст вот какой — язык и исторические особенности. Если верить грекам, которые очень дословно переводили иностранные слова, единственным смысловым обозначением и названием «зайца» является δασύ-πουςбуквально «мохноногий». Это язык. Если рассматривать удивительные путешествия (а мы не можем сказать иначе учитывая древность этого всего и особенностях исторического передвижения) еврейского народа (не забываем — семитские народы, в большинстве своём, изначально были кочевыми)то оказывается, что заяц в древнем Вавилоне и заяц в средневековой Франции это никак не один и тот же заяц! Более того — заяц Двуречья и заяц Иерусалима — не один и тот же заяц. Это история. Круто, правда? Чтоб вы не переживали — современные учёные сходятся на том, что тот самый монструозный библейский заяц это даман.
Вот и история с систематикой терновников вполне похожая.
Вернёмся к говорящему кусту. Если честно, я не знаю какая это точно была колючка. Возможно знает кто-то из специальных учёных и трактовщиков, но я не нашла их точки зрения. Если они есть то на идише, наверное.
Дальше — терний, из которого сделан терновый венец — а вот это уже точно боярышник. Колючки, красные ягоды и «новая» мифология.
Из крови Христовой (Мессии, да) вырос боярышник и цвёл он на Пасху (не путать с Песахом!).
Из боярышника был посох Иосифа Аримафейского, с которым он пришёл в Британию, к древнему Авалону (с Девой Марией, кстати), и сотворил чудо — он воткнул свой посох в землю и посох стал кустом\деревом и зацвёл. Так появился боярышник Гластонберийский. Самый знаменитый европейский терний, который не только цветёт 2 (два!) раза в год, делая это на Рождество (Христово) и на Пасху (не путать с Пейсахом), но и является одним из символов богоизбранности Британии. Кстати, Гластонберийский боярышник не стал переходить на «новый стиль» календаря. И это был один из признаков того, что данный переход был не очень-то и богоугоден.
Как отреагировали на этот боярышник боярышники местные и какова связь с местным британским язычеством я напишу может быть завтра.
435703_original
Неделя боярышников!)))

Реклама

One Comment Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s